Цит. 3 (из 34). Демоны хлебов. Стр. 69 — Д. К. Зеленин «Восточнославянская этнография», Москва, 1991

Как известно, В. Маннгардт на основании античных и германских источников пришел к выводу о существовании особых демонов хлебов‚ с которыми связаны аналогичные дожиночные обряды в Германии. Это демоны с характерными зооморфными чертами, они убегают от жнецов и ищут убежища в последнем снопе или в последнем пучке несжатых хлебов. У восточных соседей русских — поволжских финно-угров аналогичные обряды связаны с культом предков. Например, мордва Самарской губ. ежегодно отмечает день поминовения умершего деда (или бабки, отца) следующим образом: осенью оставляют на поле не сжатой часть урожая, и именно здесь устраивают праздник поминовения. Каждый из участников срезает в память об умершем немного стеблей, кладет их к несжатым, повернув к ним колосьями, и, не связав в сноп, оставляет там для умерших. При этом приговаривают: «Дедушка, желаем, чтобы Бог дал тебе на том свете вечный покой, а нам доброе здоровье». После этого едят взятую с собой пищу и пьют вино и пиво (ОР РГО, 1Ш, 1295).
КартинкаТекст

Цит. 3 (из 34). Демоны хлебов. Стр. 69

Д. К. Зеленин

Восточнославянская этнография

Москва, 1991
На полках других пользователей:

Цитаты из книги (75)