Гвидо Бартель «Кремация»
Статья из журнала «Искусство и промышленность» за 1924 год, написанная пионером и идеологом советской кремации Гвидо Бартелем.
КРЕМАЦИЯ. — CREMATION.
Краткий очерк Гвидо Бартель.
Кремацией — называется сжигание человеческих трупов в раскаленном воздухе в 900—1100° Ц. в специальной кремационной печи в течение 1—1½ часов, после чего получается белый и очищенный от всякой заразы пепел и измельченные кости. Пепел от сгорания гроба, одежды и т. п., как более легкий, улетучивается через выходной канал в воздух, а с пеплом трупа не смешивается. Окончательные химические вещества, получаемые при сжигании (т. е. пепел) и при гниении трупа в земле, по основной своей форме почти одинаковы, ибо разложение покойника в земле — есть то же сжигание, но холодным путем и происходящее в среднем раз в 35.000 медленнее, чем в кремационной печи.
На ряду с разнообразными способами погребения, например, зарыванием в землю, высушиванием трупа на воздухе, бальзамированием, мумификацией выставлением трупов на съедение зверям или птицам, и т. п. трупосжигание на костре принадлежит к одному из распространеннейших и древнейших, сплошь да рядом почетнейших видов хоронения (у римлян, греков, германцев, индусов, японцев, славян и т. др.).
Многие неудобства этого способа не могли, однако, долго удовлетворять культурные народы и трупосжигание на костре прекратилось на многие столетия. В силу своих несомненных преимуществ способ этот вновь возродился и получил широкое распространение лишь тогда, когда неэстетический способ сжигания на костре был заменен впервые сконструированной Ф. Сименсом в 1876 г. специальной регенераторной печью, отвечающей всем требованиям постановления Дрезденского Конгресса 1876 года.
Ряд ученых (Я. Гримм, Молешот, Петтенкофер, Реклам, Фохт и др.), а также Интернациональные Конгрессы во Флоренции, Риме, Дрездене, Будапеште и Москве — установили кремацию, как наилучший и наивыгоднейший способ погребения. В 1876 г. в Милане на частные средства графа Келера был сооружен первый Крематорий. Этому примеру последовал через 2 года город Гота в Германии. Спустя несколько лет начали сооружать крематории другие города Германии и других государств.
Получаемые при кремации преимущества: 1) в огромной — крайне важной для городов Европы — экономии земли (в то время когда для одной могилы в среднем требуется около 4 квадратных метров, на 1 квадратном метре допускается погребение 8 урн, кроме того громадное количество урн хранится в нишах колумбариев и здания крематория); 2) в идеальных с санитарно-гигиенических точек зрения условиях хоронения; 3) в значительном удешевлении похорон (покойников одевают в дешевые бумажные одежды, гроб делается из легкого материала и часто употребляются гроба с картонными крышками и т. п.) и многие другие — сделали идею кремации настолько популярной, что количество сжиганий, построек новых крематориев и новых членов обществ растет ежегодно, что видно из нижеуказанной таблицы.
Особенно широкое распространение кремация получила в Германии вообще и в Берлине в частности, где функционируют три крематория и строится 4-ый. Из них самый большой и благоустроенный на Gerichtstrasse оборудован 3 печами и работает день и ночь, сжигая в среднем 18—20 трупов в день.
Число Крематориев вo всем мире росло из года в год. На 1907 г. в Италии их было 28, а на 1923 г. уже 33. В Германии за тот же промежуток времени число их возросло с 15 на 56, в Англии с 13 на 14, в Соед. Шт. и Канаде с 38 на 84, в Швейцарии с 4 на 14, во Франции с 2 на 4, в Норвегии с 1 на 3. Не возросло лишь в Швеции и Дании.
Громадную роль в популяризации идеи кремации среди широких масс, с одной стороны, а с другой — в побуждении Коммунальных Хозяйств городов строить крематории — сыграли «Vereine für Feuerbestattung». Пропаганда велась не только путем чтения лекций и рефератов, но выпуском специальных ежемесячных журналов («Flamme» и «Phönix»), иллюстрированных альбомов с изображением крематориев, колумбариев, кладбищ и т. д. («Architektur im Dienste der Feuerbestattung»), выпуском громадного числа специальной литературы (более 1100 наименований), устройства выставок и музеев и интернациональных конгрессов (последний VI конгресс состоялся в Швеции в Мальмэ в 1914 году во время «Балтийской выставки»).
Одно из больших Обществ «Hakuse» в 1911 году имело 97 печей, пропустивших за 1 год более 36.000 трупов.
Крайнее стеснение в земле в Японии и забота о народном здравии заставляют около половины умерших японцев сжигаться (в деревнях прибегают для этого к кострам). Несмотря на дешевизну стоимости сжигания (от 70 копеек золотом до 2 рублей золотом, в маленьких городах даже еще дешевле), частные Акционерные О-ва извлекают не малую выгоду от эксплуатации кремационных печей. Одно из больших Обществ «Hakuse» в 1911 году имело 97 печей, пропустивших за 1 год более 36.000 трупов. Интересно отметить факт частых обкрадываний трупов. В особенности подвергаются грабежу женские трупы, соблазняющие своими украшениями и волосами. Поэтому в печах «Hawak» обращено внимание на то, чтобы закрытый гроб не был доступен со стороны топки и недосягаем со стороны стеклышка.
Если часть духовенства считала кремацию с религиозно-бытовой точки зрения нежелательной, тем не менее опыт Запада показал, что верующие и религиозные люди различных вероисповеданий вступают в члены упомянутых ферейнов и сжигаются после смерти, согласно выраженной ими воли.
Прежде в числе противников кремации были судебные медики. Теперь же судебная медицина в лице своих виднейших представителей никаких препятствий больше не встречает при выполнении некоторых формальностей.
Положение вопроса о кремации в России рисуется в следующем виде: о введении планомерной кремации не могло быть и речи из-за противодействия духовенства; но фактически в России существовали в дореволюционное время 2 крематория:
1) в противочумном форте в Кронштадте и
2) в Порт-Артуре, исполнявшие чисто утилизаторно-гигиенические функции. Но вместе с пролетарской революцией, когда влияние духовенства было аннулировано, пробудился интерес к кремации. Организован был ряд архитектурных конкурсов в столицах и провинции. В Петербурге было приступлено к осуществлению премированного проекта проф. Джорогова. Но пока функционировала только временная печь примитивного устройства.
Не подлежит никакому сомнению, что и в России при сооружении крематориев и правильной их хозяйственно-технической постановке — идея кремации станет популярной, и этот культурный, разумный и идеальный способ хоронения быстро завоюет полное право гражданства, победив некультурность, косность и предрассудки широких масс, как это случилось в других культурных странах.
Вместе с введением в обиход кремации возникнет и новое архитектурное и художественно-промышленное творчество в связи с постройками крематориев, колумбариев, урн для хранения пепла, с устройством кладбищ и садов-парков при них.
Гвидo Бартель.
Москва, 15-го ноября 1923 года.
Книги про кремацию
Статьи (28)
Советский вампир или «Вурдалак из Заозерного»
О знаковой повести А. М. Шейнина «Вурдалак из Заозерного» (1966), вампирах в советской культуре и южной готике.Манифест «Общества распространения полезных книг»
«Общество распространения полезных книг» сформулировало ряд тезисов, определяющих позицию по отношению к книгам, распространению знания, забвению и культуре.Борис Несмелов — «Родить мужчинам» (1923)
Редчайшая поэма фуиста Бориса Несмелова «Родить мужчинам» — удивительное сочетание авангарда, научно-биологического модернизма и искрящегося юмора.Письмо гнева
Облокотившись на могильную ограду, К. извлек из папки вчетверо сложенный листок и начал читать. Это оказался найденный в одной из книг черновик письма, в гневе написанный журналисткой бывшему возлюбленному.Пушкин
Рассказ неизвестного эмигрантского прозаика В. Лейтмана о революции, моральном падении и безумной, доходящей до бреда любви девушки к памятнику Пушкина.О подписке и поддержке
Сообщение о том, что такое подписка на сайте ОРПК.Встреча ОРПК в книжном магазине «Фаренгейт 451»
Визеозапись встречи ОРПК в книжном магазине «Фаренгейт 451», состоявшейся 27 мая 2021 г.Заклятие Лениным и Троцким (История появления одного заговора)
Любопытный пример комсомольского фейклора про универсальный заговор от всех болезней. Статья взята из второго сборника содружества писателей революции «Перевал», изданного в 1924 году.Еврейские элементы «блатной музыки»
Статья М. М. Фридмана о влиянии еврейского языка на русский воровской жаргон.Сладкие сокровища фабрики «Эйнем»
Коллекция иллюстраций печенья, пряников и вафель из каталога Товарищества «Эйнем» 1896 года.Поэзия псковских кладбищ
Яркий критический очерк краеведа Н. И. Платонова, посвященный поэзии эпитафий на псковских кладбищах. Статья была опубликована в 1929 году в четвертом выпуске сборника «Познай свой край».Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях
«Мы будем счастливы, если хотя бы некоторые из издаваемых нами образцов, послужат материалом для художников и других лиц, работающих в исконно-русском духе на поприще искусства и промышленности».30 детских книг чинаря и ОБЭРИУта Александра Введенского
Подборка 30 детских книг чинаря и ОБЭРИУта Александра Введенского, изданных с 1928 по 1944 годы. Михаил Климин собрал захватывающий материал и дополнил его 190 иллюстрациями, ярко отражающими развитие культуры детской книги в России.«Божьи коровки»
Остросатирическая статья Аллы Трубниковой из журнала «Крокодил» за 1961 год о стилягах из Брянска и их развлечениях. Комментарий к статье — Михаил Климин.Катастрофические взрывы «безобидного груза»
4 августа в порту Бейрута взорвалось 2750 тонн аммиачной селитры. Михаил Климин делится главой, посвященной взрывам сельскохозяйственных удобрений из редкой книги «Огненная коллекция» (1965).Колонка редактора: июньское чтение
Краткие отзывы о книгах, прочитанных основателем ОРПК и автором телеграм-канала «Русский хтонизм» Михаилом Климиным.Избранные публикации ОРПК в мае 2020
В новом ежемесячном выпуске лучших публикаций ОРПК вас ждут книги, издаваемые в Риге для эмигрантов, тайны лечения лени и печали, утехи меланхолии, мертвый мальчик и неостановленная кровь, искусство негров, а также погружение в зеленое безмолвие.45 поучительных советов-предсказаний из книги «Оргазм без проблем»
Главное — это погоня за взаимным наслаждением, но не хаотичная, а продуманная. Наслаждение необходимо накапливать, приумножать и усиливать.Избранные публикации ОРПК в апреле 2020
Наше увлекательное путешествие от секты святого валенка и коллекционера гробов до гинекологического массажа и кофе из желудей в подборке избранных публикаций ОРПК за апрель!«Колбасы и мясокопчености» — гастрономическая утопия времен большого террора
Изданный в 1938 году альбом «Колбасы и мясокопчености» поражает своим иллюстративным материалом. Мы выбрали из книги 124 иллюстрации колбас и мясокопченостей и создали красочный справочник по утопической колбасной гастрономии времен большого террора.Избранные публикации ОРПК в марте 2020
Пока весь мир изнывает от тягот самоизоляции и ужаса пандемии, мы продолжаем делиться полезными книгами. В нашей подборке за март вы найдете множество интересных книг, которые скрасят домашний вечер в самоизоляции!Сладкий сон гигиениста или «Стёпка-растрепка»
Садистические бездны назидательной детской литературы неисчерпаемы. Сегодня мы обратимся к первоисточнику литературы о детском воспитательном кошмаре, книге о «Стёпке-растрепке», написанной Генрихом Гофманом в 1845 году. В нашем распоряжении оказалось 9-е русскоязычное издание книги, изданное в начале прошлого века.Черничный дедка
Книга шведской писательницы и иллюстратора — Эльзы Бесков. «Черничный дедка» — был издан в России в 1903 году. Благодаря своему актуальному для русской инициатической культуры сюжету, книга имела большой успех как до, так и после революции.1927 ― Самоубийцы
22 случая оконченных и неоконченных самоубийств, произошедших в Москве с 1 декабря 1923 г. по 31 мая 1924 г. Описанные поэтичным медицинским языком старой школы, эти небольшие истории оказываются порталом в патографический мир русской культуры смерти 1920-х годов.Кавказские сказки (1926)
Восемь иллюстраций из редкой региональной книги «Кавказские сказки» (1926) выполненных Акимом Карповичем Ованесовым.1930 — Эпилептоидная конституция и анальная эротика
«ОРПК» представляет редкий пример «бакинского» фрейдизма — статью литературоведа, врача-психиатра, а также первого директора 1-ой Психиатрической больницы г. Баку — А. М. Евлахова.«Ужасная луна» — избранные записи из первого издания дневников Блока
Любовные интриги, адюльтеры, сетования на уродливость народа, возмущение от переписки с любовницей, ужас луны и неистовство ноября.Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике (1847)
22 цитаты из книги основоположника отечественной научной психиатрии Павла Петровича Малиновского.