Манифест «Общества распространения полезных книг»
«Общество распространения полезных книг» сформулировало ряд тезисов, определяющих позицию по отношению к книгам, распространению знания, забвению и культуре.
1. В мире существуют миллионы книг и это число непостижимо познать в рамках объективной человеческой жизни. Эйзенштейн писал, что человек не более чем мышь, которая обгрызает незначительную часть огромной сырной головки. Но по меткому замечанию мельника-еретика Меноккио — где есть сыр там есть и черви, а черви — это ангелы Божьи. Мы признаем свою ничтожность по отношению к безграничности книжного знания, но чувствуем свою миссию беспрестанно пронзать ангелическим взглядом тьму в поиске новых и новых книг.
2. Что делает «Общество распространения полезных книг»? Создает новую библиографию или библиографию библиографии? Нет. Наша цель не в создании нового линейного индекса, а в создании бесконечного лабиринта в недрах культуры. Мы стремимся создать периодический поток сигналов, сообщающих о знании, зачастую забытом и непонятом.
Отсюда следует логика названия — «Общество распространения полезных книг». Мы знаем, что в 19 веке уже было общество с таким названием, прославившееся своими дешевыми неинтересными книгами и критиковавшееся современниками. Но мы любим иронию, поэтому в названии делаем акцент на слово — полезный. Общество сообщает информацию о книгах, которые могут быть полезны, как бабушкина ласка и бальзамирование трупов, кокосовое масло и искусственное влагалище, социальное неравенство и поэтическая свобода, магическое превращение и советская готика, черничный гном и столетняя порнография.
3. Мы противники доксы и нам неинтересна общедоступная мысль. Мы стремимся выделить в культуре те типы высказываний, которые заставляют наш разум дрожать как струну. Мы ценим в книгах аберрацию и альтерацию. Нам интересны те книги, которые имеют смещенные структуры, видя их, мы чувствуем неуверенность в себе и своих чувствах. Нам кажется, что эти книги нам снятся, так как они вырваны из другой реальности.
4. Обществу не нужны все книги мира. Общество исповедует один из афоризмов Вильяма Блейка о том, что гусеница объедает самые свежие листья, а священник оскверняет самые невинные помыслы. Общество одновременно и священник, и гусеница.
4.1 Общество отсекает ненужное и лишенное смысла книжное множество, оставляя только единицы. Мы хотим все самое ценное, самое забытое и самое редкое.
4.2 Общество как священник (жрец) стремится совершить ритуал насыщения божественными дарами. Хотя эти плоды и могут быть на вкус, как апельсин больной раком, это часть литургии. Осквернять и облагораживать — вот цель всякого сакрального празднества и Общество открывает все двери.
5. Общество формируют эпистему, охватывающую книги, изданные на русском языке, начиная от Петра Первого и заканчивая современностью. Благодаря этому высказывания могут содержать в себе отсылки к самым разным областям человеческого знания — медицине и истории, детской литературе и философии, бульварной прозе и филологии.
6. Общество обрабатывает самые разные источники, содержащие знания о книгах. Их можно разделить на следующие категории:
— Электронные библиотеки: РГБ, НЭБ, РГДБ, ГПИБ и так далее.
— Букинистические ресурсы: Alib, аукционные дома, барахолки и так далее.
— Библиографические указатели и списки использованной литературы.
— Личные книжные коллекции участников Общества.
— Великий механизм алеаторности.
7. Общество имеет несколько типов высказываний — книжные обложки, иллюстрации, цитаты и разборы конкретных книг. Каждый из этих сообщений преследует свои цели.
7.1 Иллюстрации и книжные обложки — это наши агенты. Они как хитрый грибок, который паразитирует на мухах. Он заставляет их менять свое поведение и распылять патогенные споры на своих собратьев. Иллюстрации и книжные обложки — простой и действенный способ сообщить о том, что книги не так просты, как кажутся.
7.2 Цитаты несут в себе большую степень ответственности, показывая не личину, а нутро книги.
8. Информация распространяется подобно звезде хаоса — во все стороны одновременно. Благодаря этому Общество превращается в хаотичный клубок переплетающихся смыслов и множащихся интертекстуальных отсылок. Общество представляется большим клубком разрастающейся биомассы, тело которой соткано из книг.
9. Что же хочет Общество? Если абстрагироваться от восторга перед организованным информационным хаосом, есть два ключевых аспекта — борьба с забвением знания и прививание интереса к книжной культуре.
9.1 Забвение окутывает саваном большую часть творческой деятельности человека. Задача Общества — всколыхнуть этот саван, сбросить с него вековую пыль и посмотреть, что под ним находится. Как писал Циприан Норвид:
Когда сгоришь, что станется с тобою:
Уйдешь ли дымом в небо голубое,
Золой ли станешь мертвой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру?
Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,
Зачем ты в мир пришел?
Что пепел скрыл от нас? А вдруг
Из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью…
9.2 Для Общества интерес к книгам — это страсть к неизведанному, страсть к поиску и страсть к обретению. Общество стремится зародить интерес к руинам знания.
10. Общество никому ничего не должно. На требование той или иной книги Общество всегда отвечает — иди и найди. Так как поиск книг — один из ключевых навыков, предвосхищающих чтение. Если человек не умеет искать книги и информацию, как же он будет ее читать? Общество — это не мамина ложечка с вкусной кашкой. Общество — это горькая небесная соль.
Статьи (28)
Советский вампир или «Вурдалак из Заозерного»
О знаковой повести А. М. Шейнина «Вурдалак из Заозерного» (1966), вампирах в советской культуре и южной готике.Борис Несмелов — «Родить мужчинам» (1923)
Редчайшая поэма фуиста Бориса Несмелова «Родить мужчинам» — удивительное сочетание авангарда, научно-биологического модернизма и искрящегося юмора.Письмо гнева
Облокотившись на могильную ограду, К. извлек из папки вчетверо сложенный листок и начал читать. Это оказался найденный в одной из книг черновик письма, в гневе написанный журналисткой бывшему возлюбленному.Пушкин
Рассказ неизвестного эмигрантского прозаика В. Лейтмана о революции, моральном падении и безумной, доходящей до бреда любви девушки к памятнику Пушкина.О подписке и поддержке
Сообщение о том, что такое подписка на сайте ОРПК.Встреча ОРПК в книжном магазине «Фаренгейт 451»
Визеозапись встречи ОРПК в книжном магазине «Фаренгейт 451», состоявшейся 27 мая 2021 г.Еврейские элементы «блатной музыки»
Статья М. М. Фридмана о влиянии еврейского языка на русский воровской жаргон.Заклятие Лениным и Троцким (История появления одного заговора)
Любопытный пример комсомольского фейклора про универсальный заговор от всех болезней. Статья взята из второго сборника содружества писателей революции «Перевал», изданного в 1924 году.Сладкие сокровища фабрики «Эйнем»
Коллекция иллюстраций печенья, пряников и вафель из каталога Товарищества «Эйнем» 1896 года.Поэзия псковских кладбищ
Яркий критический очерк краеведа Н. И. Платонова, посвященный поэзии эпитафий на псковских кладбищах. Статья была опубликована в 1929 году в четвертом выпуске сборника «Познай свой край».Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях
«Мы будем счастливы, если хотя бы некоторые из издаваемых нами образцов, послужат материалом для художников и других лиц, работающих в исконно-русском духе на поприще искусства и промышленности».30 детских книг чинаря и ОБЭРИУта Александра Введенского
Подборка 30 детских книг чинаря и ОБЭРИУта Александра Введенского, изданных с 1928 по 1944 годы. Михаил Климин собрал захватывающий материал и дополнил его 190 иллюстрациями, ярко отражающими развитие культуры детской книги в России.«Божьи коровки»
Остросатирическая статья Аллы Трубниковой из журнала «Крокодил» за 1961 год о стилягах из Брянска и их развлечениях. Комментарий к статье — Михаил Климин.Катастрофические взрывы «безобидного груза»
4 августа в порту Бейрута взорвалось 2750 тонн аммиачной селитры. Михаил Климин делится главой, посвященной взрывам сельскохозяйственных удобрений из редкой книги «Огненная коллекция» (1965).Гвидо Бартель «Кремация»
Статья из журнала «Искусство и промышленность» за 1924 год, написанная пионером и идеологом советской кремации Гвидо Бартелем.Колонка редактора: июньское чтение
Краткие отзывы о книгах, прочитанных основателем ОРПК и автором телеграм-канала «Русский хтонизм» Михаилом Климиным.Избранные публикации ОРПК в мае 2020
В новом ежемесячном выпуске лучших публикаций ОРПК вас ждут книги, издаваемые в Риге для эмигрантов, тайны лечения лени и печали, утехи меланхолии, мертвый мальчик и неостановленная кровь, искусство негров, а также погружение в зеленое безмолвие.45 поучительных советов-предсказаний из книги «Оргазм без проблем»
Главное — это погоня за взаимным наслаждением, но не хаотичная, а продуманная. Наслаждение необходимо накапливать, приумножать и усиливать.Избранные публикации ОРПК в апреле 2020
Наше увлекательное путешествие от секты святого валенка и коллекционера гробов до гинекологического массажа и кофе из желудей в подборке избранных публикаций ОРПК за апрель!«Колбасы и мясокопчености» — гастрономическая утопия времен большого террора
Изданный в 1938 году альбом «Колбасы и мясокопчености» поражает своим иллюстративным материалом. Мы выбрали из книги 124 иллюстрации колбас и мясокопченостей и создали красочный справочник по утопической колбасной гастрономии времен большого террора.Избранные публикации ОРПК в марте 2020
Пока весь мир изнывает от тягот самоизоляции и ужаса пандемии, мы продолжаем делиться полезными книгами. В нашей подборке за март вы найдете множество интересных книг, которые скрасят домашний вечер в самоизоляции!Сладкий сон гигиениста или «Стёпка-растрепка»
Садистические бездны назидательной детской литературы неисчерпаемы. Сегодня мы обратимся к первоисточнику литературы о детском воспитательном кошмаре, книге о «Стёпке-растрепке», написанной Генрихом Гофманом в 1845 году. В нашем распоряжении оказалось 9-е русскоязычное издание книги, изданное в начале прошлого века.Черничный дедка
Книга шведской писательницы и иллюстратора — Эльзы Бесков. «Черничный дедка» — был издан в России в 1903 году. Благодаря своему актуальному для русской инициатической культуры сюжету, книга имела большой успех как до, так и после революции.1927 ― Самоубийцы
22 случая оконченных и неоконченных самоубийств, произошедших в Москве с 1 декабря 1923 г. по 31 мая 1924 г. Описанные поэтичным медицинским языком старой школы, эти небольшие истории оказываются порталом в патографический мир русской культуры смерти 1920-х годов.Кавказские сказки (1926)
Восемь иллюстраций из редкой региональной книги «Кавказские сказки» (1926) выполненных Акимом Карповичем Ованесовым.1930 — Эпилептоидная конституция и анальная эротика
«ОРПК» представляет редкий пример «бакинского» фрейдизма — статью литературоведа, врача-психиатра, а также первого директора 1-ой Психиатрической больницы г. Баку — А. М. Евлахова.«Ужасная луна» — избранные записи из первого издания дневников Блока
Любовные интриги, адюльтеры, сетования на уродливость народа, возмущение от переписки с любовницей, ужас луны и неистовство ноября.Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике (1847)
22 цитаты из книги основоположника отечественной научной психиатрии Павла Петровича Малиновского.